Портрет ветерана. Выставка живописи Исаака Боровского (1921-1991)


Исаак Юльевич Боровский – выдающийся живописец и не менее оригинальный график, яркий представитель Витебской художественной школы второй половины ХХ века. Являясь одним из последних учеников знаменитого родоначальника этой школы Юрия Пэна, Боровский в своих полотнах остался верен традициям реалистической живописи и ведущему жанру в творчестве своего учителя – портрету. Галерея созданных Боровским образов, отражает время, в котором жил художник и оригинальный образно-пластический язык талантливого живописца.

Исаак Боровский родился 18 ноября 1921 года в Витебске. Как вспоминал сам художник, он любил рисовать с детства. В школе его увлечение поддержала учительница рисования Елена Владимировна Климова, которая и посоветовала Боровскому брать уроки у Ю. Пэна. Известный витебский живописец на несколько лет становится для мальчика не просто учителем. Он по-отечески опекал Исаака, который проводил в мастерской Пэна большую часть своего свободного времени.

С 1937 по 1941 год Исаак Юльевич учится в Витебском художественном училище. Учеба закончилась весной 1941 года, и художника призвали на службу в Красную Армию. Война застала его в Воронеже. Уже в августе 1941 года Боровский участвовал в кровопролитных боях под Смоленском. Несколько раз был ранен, лечился в госпитале и возвращался в строй. А в 1943 году в боях за украинский город Канев Исаак Юльевич получил тяжелое ранение, которое едва не стало для него смертельным. Несмотря на эти испытания, солдат остался жив и еще год, балансируя на грани жизни и смерти, лечился в Новосибирском госпитале. Война оставила глубокий след в душе художника, которому понадобилось, как он сам вспоминал, не менее десяти лет, чтобы психологически восстановиться, воскреснуть.

После демобилизации Боровский остался в Новосибирске, где сначала работал художником в горпромторге, а затем в местном отделении Художественного фонда РСФСР. В 1962 году художник вернулся в родной Витебск, который любил всей душой. Накануне возвращения он три года работал над оформлением павильона на ВДНХ в Москве.

В Витебске Исаак Боровский активизирует свою творческую деятельность, становится участником областных и республиканских художественных выставок, а в 1966 году он был принят в Союз художников.

В 1960-е годы основным жанром в творчестве художника стал портрет. Художник пишет уверенно, широко и размашисто, что придает многим его полотнам этюдную свежесть. Как раз в это время на развитие станкового искусства влияет искусство монументальное, происходит намеренное преувеличение образов, увеличиваются и размеры живописных полотен, возрастает эмоциональная напряженность колорита, декоративность. В искусстве портрета доминирующими становятся образы-типы.

Чтобы постигнуть человеческую индивидуальность, Боровский в первую очередь стремится сделать изображение максимально похожим на модель. Художник прекрасно чувствует характер модели, правдиво и точно передает ее индивидуальные характеристики. Изобразительно-смысловыми доминантами в портретах становятся лицо и руки модели. И, конечно же, самые глубокие чувства, самые сокровенные переживания выражают глаза персонажей.

В конце 1960 – начале 1970-х годов Боровский начинает серию портретов передовиков производства, героев труда, ветеранов Великой Отечественной войны. Безусловно, портреты участников войны, как и сама военная тема, не могли не появиться в творчестве Исаака Юльевича, который сам прошел через испытания военного времени, переживая их глубоко лично. В портретах прекрасно передан характер образа, художник сконцентрирован на внутреннем состоянии модели.

Сюжетно-тематические полотна о войне появились в творчестве художника в конце 1970-1980-е годы. Среди них представленные на выставке работы «Солдаты», «Без вести пропавший». Полотнам присущ мрачный колорит, монохромное сочетание цветов, которые создают соответствующее настроение и усиливают драматизм образов и событий военного времени.

Война на картинах Исаака Боровского предстает не столько героикой, сколько ужасом и болью, большой трагедией человечества и каждой конкретной личности. Сильный и выразительный, философски сложный образ создает художник в композиции «Без вести пропавший». Эскизный вариант этого произведения художник написал еще в 1986 году, но вернулся к нему через несколько лет, понимая важность и неординарность затронутой темы.

Вглядываясь в образы тех, кто отвоевал нашу свободу, понимаешь, что через живописные произведения художник передал и свой собственный портрет. В этом портрете отразилась вся глубина его творческой души, которая прошла через множество испытаний и не утратила любовь к жизни и к людям.

При подготовке текста использованы материалы статьи

Михаила Цыбульского – кандидата искусствоведения

338